Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

01.12.2021 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для дошкольников по правилам безопасности в зимнее время...
01.12.2021 г.
Всероссийская эколого-культурная акция «Птицам будем помогать нашу зиму зимовать!»

 
01.12.2021 г.
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «В мире творческих идей»
30.11.2021 г.
Всероссийский конкурс чтецов «Стихами о зиме я говорю!»
29.11.2021 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню домашних животных «Любовь к животным не...
29.11.2021 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Всемирному дню домашних животных «Мой верный друг!»
27.11.2021 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню матери «Мама, мамочка, мамуля!»

Серия занятий по художественно-эстетическому воспитанию с использованием творческо-поискового метода на занятиях по изобразительному искусству.

БОУ ДО г.Омска «ЦРТД «Эврика»

                        

СЕРИЯ ЗАНЯТИЙ по художественно-эстетическому воспитанию с использованием творческо-поискового метода на занятиях по изобразительному  искусству.

 

П.д.о. Задворнова Марина Андреевна

 

 

Занятие №1: Экскурсия-наблюдение «Какого цвета воздух».                         

Занятие №2: Экскурсия – игра «Какого цвета осенняя земля».                

Занятие №3: «Осеннее небо и земля» (рисование пастелью).                        

Занятие №4: «Осенний пейзаж – живая картина» (авторская развивающая игра-пособие)

 

Тема: «Эстетическое воспитание дошкольников на занятиях по изобразительному искусству в знакомстве с пейзажем.

«Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

                                                                                       В.А. Сухомлинский

Актуальность темы:

Данная тема рассчитана на четыре занятия и является начальным базовым звеном в блоке «Окружающий мир родного края». Эта тема носит познавательно-развивающий и воспитательный характер.

На каждом занятии прослеживаются задачи эстетического воспитания с использованием творческо-поискового метода, с помощью которого дети делают выводы – свои первые открытия.

Методы эстетического воспитания,

используемые для реализации данной темы:

- ПРОБУЖДЕНИЯ ярких эстетических эмоций, переживаний (экскурсии).

- ПОБУЖДЕНИЯ к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире (стихотворения, проза, музыка, картины).

- ЭСТЕТИЧЕСКОГО  УБЕЖДЕНИЯ эвристических и поисковых ситуаций (опыты – выводы).

- СОТВОРЧЕСТВА с педагогом и сверстниками (выставки – защиты, поисковые игры).

       На занятиях дети не получают готовых знаний, а добывают их в совместной с педагогом творческо-поисковой деятельности,  применяются развивающие игры-опыты. В ходе этих игр дети делают выводы - свои первые открытия! Такие знания намного прочнее, чем поданные в готовом виде. При таком подходе у воспитанников появляется устойчивый интерес к собственной работе. Они убеждаются в собственных возможностях, что делает их более уверенными, самостоятельными, настойчивыми в решении любых задач. Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку огромную радость победы! Отсюда возникает позитивная самооценка.

       В ходе поисковых игр-опытов дети учатся действовать не под диктовку, а творчески думать, рассуждать, анализировать; учатся видеть,

   подмечать, наблюдать в жизни красоту окружающего мира с его законами                                                                           

естествознания и нравственности.

  «Эстетическому отношению дошкольника присущи особая зоркость и впечатлительность, стремление оживить и «очеловечить» (наделить душой) все окружение».

                                                                                         В.М. Мясищев

   Эстетическое освоение мира складывается и существует на фоне обостренной эмоциональной чувствительности данного возраста к воздействию СВЕТА, ЦВЕТА, ЗВУКА и РИТМА, поэтому я считаю, что первый и главный этап в работе с детьми над каждой темой это

РАБОТА с детьми НА УРОВНЕ ЧУВСТВ (осязания, обоняния) эмоционального познания мира.

   Этот этап очень важен, так как дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно. Дети дошкольного возраста очень активны, им все обязательно надо потрогать, посмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и по-своему, ярко и образно охарактеризовать (в работу ребенка включается мысль, и он начинает ясно мыслить и анализировать).

   После проигрывания темы на эмоциональном уровне дети передают ее в объеме и переходят к передаче на плоскости листа.

               Игровая форма обучения - основная форма занятий.

   На занятиях не ограничивается, как творческая, так и двигательная активность детей. Через игровые приемы, элементы драматизации, шутки, интересные рассказы, наблюдения, опыты ненавязчиво подвожу детей к желанию творить, создавать, придумывать.

   Данная тема развивает у детей чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства и литературы.

ЦЕЛЬ: Формирование у детей дошкольного возраста эстетических отношений и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира, при помощи творческо-поискового метода проблемных ситуаций

ЗАДАЧИ:

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе, эстетическое восприятие окружающего мира.

- Формировать уверенность в себе и своих творческих способностях.

 Развивающие:

-Развивать внимание, наблюдательность, речь, воображение, творческие способности, чувство ритма в композиции.

       

 Занятие №1: «КАКОГО ЦВЕТА ВОЗДУХ» экскурсия-наблюдение.

Цель: Развитие познавательной активности детей при помощи творческо-поискового метода проблемных ситуаций (игр-опытов).

Задачи: Воспитание художественно эстетического вкуса, познавательного интереса к природе.

Задача исследовательская: Выяснить с помощью опытов, какого цвета воздух.

Материалы: целлофановые полиэтиленовые прозрачные мешочки.

Ход игры:

ИГРА на улице «Поймай воздух». 

ОПЫТ №1: Взмахиваем открытыми мешочками и набираем туда воздух, зажимаем или    закручиваем мешочек.

Вопрос №1. Что в мешочке?

Ответ детей: Воздух.

Вопрос №2. Какого цвета воздух?

Ответ: Прозрачный, но не белый.

ОПЫТ №2: Убедимся, что воздух прозрачный. Поднесем мешочек с воздухом к своей руке (просвечивается рука), к дереву (сквозь мешочек видно дерево), к осеннему ковру листьев (видим осенние листья).

ВЫВОД детей: Воздух - прозрачный.

Задание: Соберем в мешочки осенние листья разные по форме и цвету. Дома или в кружке сделаем из собранных листьев гербарий.

ЗАНЯТИЕ №2: «КАКОГО ЦВЕТА ОСЕННЯЯ ЗЕМЛЯ» экскурсия-игра.

ИГРА на улице «ТРОПИНКИ, ЛИСТОПАД».

Задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе, эстетическое восприятие окружающего мира.

Литературный ряд: стихотворения Майкова «Осень», «Пейзаж». Проза Паустовского.

Ход игры: 

Выразительное чтение прозы и стихотворений: 

«Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую» Паустовский. Вопрос №1: А какого цвета листву вы увидели? Ответы… Стихотворение Майкова «Осень»

«Кроет уж лист золотой   

С холоду щеки горят.

Влажную землю в лесу…  

Любо в лесу мне бежать,

Смело топчу я ногой 

Слушать, как сучья трещат,

Вешнюю леса красу.   

Листья ногой загребать.

         Отрывок из стихотворения Майкова «Пейзаж»

«…Осыпался с березы лист и как ковер, устлал дорогу.  

Идешь как будто по волнам, нога шумит, а ухо внемлет ».

Дети делятся на 2 или 3 группы, встают друг за другом и по команде «старт» делают тропинки, бегут, загребая листья ногами и прислушиваясь, как они шуршат. На финише формируют кучу из листьев руками.

ФИНАЛ ИГРЫ: У кого больше куча листьев. Игра-листопад. Дети подкидывают листья вверх и радуются.

ЗАНЯТИЕ №3: «Осеннее небо и земля»

ЦЕЛЬ: Создание детьми эстетически выразительной творческой композиции.

ЗАДАЧИ образовательные: Освоение новой техники рисования пастелью (работа острым краем мелка – штриховка и плашмя – тушевка).  Познакомить с новыми понятиями: линия горизонта, пейзаж.

Материалы и пособия: пастель, картон, тряпочки.

Литературный ряд: стихотворения об осени А. Майкова, проза М.Пришвина и  К. Паустовского. 

Музыкальный ряд: музыка флейты.

Оформление доски: картины об осени с различными состояниями погоды.

Т.С.О. Слайд с картиной И. Левитана «Золотая осень».

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

1. Знакомство с ПЕЙЗАЖЕМ, рассматривание    пейзажей  художников.                  

2.ПРОБЛЕМА №1: Что передает художник в пейзаже?Вывод делают дети.ПРОБЛЕМА №2: С чего начинают писать или рисовать пейзаж? Познакомить с понятием ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА, с техникой рисования пастелью.5 мин.

3.ЗАДАНИЕ №1: Нарисовать пастелью осеннее небо.15 мин.ПРОБЛЕМА №3: Какого цвета осеннее небо, воздух и земля. Повтор пройденного материала,обобщение выводов.

4.ФИЗ. МИНУТКА: Показ слайда с картины Левитана «Золотая осень». Выполнение детьми упражнений «Волна», «Бегущая речка».5 мин.

5.ЗАДАНИЕ №2: Изобразить на земле бегущую речку или тропинку.5 мин.

6.ВЫСТАВКА - обсуждение.5 – 10 мин.

 Итого 45 минут.

 

 Ход занятия.  

 

1.ВСТУПЛЕНИЕ: Прочитать стихотворение М. Яснова «Пейзаж»                                                             

Картина называется … (КАК?)                                                                            

ответ – ПЕЙЗАЖ.

Можно сказать одним словом, если на картине изображена ПРИРОДА, то такая картина называется ПЕЙЗАЖ.

Рассмотрим на доске картины художников об осени на различные состояния погоды: ИГРА – угадай-ка: по погоде угадать настроение автора.

Светлая, теплая погода – спокойное настроение.

Хмурая, пасмурная – печальное настроение.

Золотая, яркая – веселое, радостное настроение. 

Серая, холодная – унылое, грустное, грозное настроение…

  1. .ПРОБЛЕМА №1: Что передает художник в данных картинах?

ВЫВОД: На этих картинах художник передает не только погоду, но и свое отношение к данной погоде, свое настроение.    Подумайте. Какую бы вы хотели изобразить осень. У кого какое настроение,такая и будет осень.                                                                           ПРОБЛЕМА №2: С чего начинать писать или рисовать пейзаж? Начнем рисовать пейзаж с линии ГОРИЗОНТА.Вопрос: Что такое линия горизонта?Показать пособие по линии горизонта.Ответы детей: Это линия, где кончается земля и начинается небо. Это очень далекая линия земли – даль, где все превращается в точку.

   Познакомить детей с пастелью – мелками, со специальной бумагой – картоном для пастели или наждачной бумагой, рассказать об особенностях этих мелков, об их закреплении лаком.                                                                                                                          ПОКАЗ рисования техники пастелью: наносим один цвет рядом с другим и размазываем указательным пальцем, растираем, втираем один цвет в другой.  Посмотрите, какие красивые оттенки получаются.

  1. ЗАДАНИЕ №1.

- Нарисуем охристым мелком (светло-коричневым) ЛИНИЮ ГОРИЗОНТА.                           

– Выберите себе цвет мелка, подходящий для вашей погоды и вашего настроения и начинайте рисовать осеннее небо.

ПРОБЛЕМА №3: Вспомните опыт с мешочком. Какого цвета воздух? Ответ детей: прозрачный, поэтому  до самой линии горизонта мы будем рисовать небо и воздух прозрачный, а  не белый (светлый или темный, это зависит от вашей погоды и настроения). По ходу работы читается проза М. Пришвина «Птицы и листья». «В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и где птицы летят. А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши перебегают поляну, другие хороводом кружатся. Вихрятся, носятся и, когда попадают в течение ветра над лесом, опрометью мчатся под синими,  почти черными тучами… и тут же не поймешь, где листья мчатся, а где перелетные птички».

  1. .ФИЗМИНУТКА. Показ слайда с картины Левитана «Золотая осень». Обратить внимание детей на форму и цвет реки (извилистая, в дали узкая, вблизи широкая, в ней отражаются небо, деревья). Руками изображаем волну. Рука это бегущая речка.
  2. .ЗАДАНИЕ №2. Нарисовать пастелью осеннюю землю.

-Вначале изобразите, кто хочет осеннюю речку, или тропинку, а затем вокруг осенние полянки. Полянки и волны вблизи не растирайте, пусть они остаются шершавыми, как будто шуршат листики и бежит волнистая речка. По ходу работы детям читается высказывание К. Паустовского об осенней земле: «Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую». Отрывок из стихотворения А. Майкова «Пейзаж» 

…Осыпался с березы лист  

И как ковер, устлал дорогу…

Идешь, как будто по волнам,                                                                                                                    Нога шумит, а ухо внемлет…

Фоном для работы и выставки звучит спокойная музыка флейты.

  1. .ВЫСТАВКА – обсуждение: «Защита своего пейзажа – Осеннее небо и земля».           
  2. Дети угадывают на каждой работе состояние погоды и настроение автора.

ЗАНЯТИЕ № 4:

ТЕМА: «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ - ЖИВАЯ КАРТИНА»

Цель: Развитие познавательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира при помощи творческо-поискового метода проблемных ситуаций.

Задачи исследовательские: Познакомить с новым понятием перспектива, с помощью игр-опытов понять ее принцип.

Материалы и пособия:

- детские работы с предыдущего занятия «Небо и земля»

 - гербарий, клей ПВА, кисточка, тряпочка.

 -пособия: «ЖИВАЯ КАРТИНА», «Осенние пейзажи» (работы детей предыдущих лет из фонда кружка в технике пастель и гербарий).

На доске: Картины художников про осень.

Литературный ряд: стихотворения об осени.

Музыкальный ряд: песня «Отговорила роща золотая».

                                          ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. ВСТУПЛЕНИЕ: Мотивация – ПРОБЛЕМА №1 «В наших пейзажах не хватает осенних деревьев.»  (Рассматривание картин художников про осень). Пособие «Осенние деревья». (Рассматриваем осенние деревья, их форму и цвет).                                                                                                                   5 мин.

2. ПРОБЛЕМА №2: Знакомство с перспективой, дальним и передним планом.Беседа «Знакомство с перспективой». Новые понятия: ПЕРСПЕКТИВА, ГОРИЗОНТ (схема - пособие по перспективе).5 мин.ПРОБЛЕМА № 3: Настольная игра-Пособие «Живая картина» (игра на развитие пространственного мышления, превращение осеннего леса в картину).10 мин.

3. ЗАДАНИЕ: Украсить свои пейзажи деревьями из гербария и наклеить их.

 - Показ. Пособие «Деревья – листья».                                                     

5 мин.

 –Исполнение детьми задания (чтение стихотворений об осени, музыкальный фон – песня «Отговорила роща золотая»).                 

15 мин.                                         

4. ВЫСТАВКА – обсуждение.5 мин.

1.Вступление. Повтор пройденного материала.

    Вопрос. Как называются наши рисунки о природе? (ответ - пейзаж).

ПРОБЛЕМА №1. В наших осенних пейзажах не хватает деревьев.

Сегодня мы будем украшать пейзажи деревьями, чтобы получились настоящие картины, как у художников пейзажистов (которые пишут или рисуют пейзажи). Показ картин об осени.

Беседа: рассмотрим осенние деревья по цвету и форме. У каждого дерева есть ствол и крона (листья и ветви) рассмотрим их у разных деревьев.

- У березы ствол белый с черными пятнышками, крона желто – зеленая.

- У яблони ствол тонкий коричневый, крона оранжевая с яблочками.

- У ели ствол средний серый, крона зеленая с шишками.

- У тополя и дуба ствол толстый, зеленоватый, крона желто – зеленая, коричневая.

- У рябины тонкий куст красно - коричневый, крона оранжевая с красными гроздями.

  1. ПРОБЛЕМА №2. Почему вдалеке все маленькое?

Беседа.  Знакомство с перспективой. Вопрос. Смотрим в окно. Вдали идет человек. Какой он, большой или маленький? Показываем на пальчиках или фиксируем карандашом. А потом смотрим, и удивляемся, бывают ли такие маленькие, крошечные люди. Привести пример - самолет в небе.

 Вывод делают дети

 Маленькие, потому что вдалеке.

Понятие: если большие предметы вдалеке превращаются в маленькие, то это называют ПЕРСПЕКТИВОЙ.

Вывод делают дети

Все предметы вдалеке могут превратиться в точку, как самолет в небе. А на земле это происходит на линии горизонта.

Вопрос. Кто скажет, что такое линия ГОРИЗОНТА?

Ответ. – Линия горизонта это - граница между небом и землей.

            – там кончается земля и начинается небо.

Новое определение – На линии горизонта все предметы превращаются в точку (показать схему – пособие по перспективе).

ПРОБЛЕМА №3. Превратим осенний лес в картину. Рассмотрим на столе макет леса.

- Какие деревья у линии горизонта? (Маленькие). Их хорошо видать, или нет? (Нет, потому что их закрыли деревья, ближние к нам).

 – Какие деревья во втором ряду? (яблонька, елочка) Как видны деревья второго ряда? (Плохо, потому что их закрывают деревья первого ряда, самые близкие к нам.)

– Деревья первого ряда видны хорошо. Это тополь, рябина и береза.

Поднимаем макет и превращаем его в настенное панно. Опускаем вниз деревья первого и второго ряда по очереди. Дальние деревья поднимаем и прикрепляем с помощью липучек на линии горизонта. Поднимаем деревья второго ряда и фиксируем их тоже липучками. Обращаем внимание, что деревья второго ряда закрывают дальние, и они как будто подпрыгнули от нижнего края картины. Поднимаем деревья первого ряда и закрепляем тоже липучками. Проговариваем, что они находятся у нижнего края картины и закрывают остальные деревья. Полюбуемся нашей картиной.

  1. Задание: украсим наши пейзажи деревьями.

Показать пособие «деревья – листья» (Сравним листики с деревьями, они похожи – ствол - стебель листа, а листья с прожилками - крона дерева с ветвями). На подносах у каждого лежит гербарий из разных по размеру и по форме листьев.

-  Выбираем самые маленькие листики и накладываем на свои пейзажи на линию горизонта. Читается отрывок из стихотворения.      

                          Лес, точно терем расписной

                          Веселой, пестрою стеной

                         Стоит над солнечной поляной,

                          Завороженной тишиной…

     Показать, как наклеивать листики (клеем ПВА накапать несколько капель на обратную сторону листа). На пособии «живая картина» деревья первого и второго ряда опущены, подняты лишь дальние деревья.

     -  Придумываем интересный сюжет, выкладываем и приклеиваем деревья второго ряда. Включается музыкальный фон, песня «Отговорила роща золотая». На пособии поднимаются и фиксируются деревья второго ряда. Обращаем внимание детей на то, что эти деревья закрывают дальние. 

   -  В последнюю очередь выкладываем и приклеиваем самые ближние деревья. Они частично закрывают деревья второго ряда. На пособии поднимаются и фиксируются деревья первого ряда у нижнего края картины.

     – Из крошки листьев можно придумать листопад, кучи листьев, тропинки и др. Для этого нужно нарисовать клеем линии или точки и посыпать на них крошки листьев.

Рефлексия. Выставка – обсуждение.

Полюбуемся на наши картины-пейзажи. Вместе придумываем название каждому пейзажу (можно цитатами из стихотворений). Отметить в каждом пейзаже интересные места (по сюжету, композиции, аккуратности). Поблагодарить всех за раработу 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

  Авторское нововведение

 Настольная игра – пособие «Живая картина».

Цель: Игра подвижная, развивает пространственное мышление, наблюдательность, внимание, логику мышления. Дает знания для рисования пейзажей об окружающей природе родного края.

Изготовление игры:

На плотном картоне формата А-2 рисуется вместе с детьми осеннее небо и земля. На другом картоне формата А-4 рисуются: маленькие деревья – дальний лес и вырезаются, большие деревья первого и второго ряда и вырезаются. Делаются подставки для деревьев, приклеиваются липучки на них и на фон картины.

ЦЕЛЬ: Развитие познавательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира при помощи творческо-поискового метода проблемных ситуаций.

ЗАДАЧИ исследовательские: познакомить с новым понятием перспектива, с помощью игр-опытов понять ее принцип.

Материалы и пособия:

 - детские работы с предыдущего занятия «Осеннее небо и земля», гербарий, клей ПВА, кисточка, тряпочка.

- пособие по линии горизонта и перспективе.

- пособие «ЖИВАЯ КАРТИНА – Осенний лес».                                                                                     

– «Осенние пейзажи» - работы воспитанников из фонда кружка (пастель, гербарий).              

– На доске картины художников про осень. 

Литературный ряд: стихотворения об осени.

Музыкальный ряд: песня «Отговорила роща золотая».