Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

01.12.2021 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для дошкольников по правилам безопасности в зимнее время...
01.12.2021 г.
Всероссийская эколого-культурная акция «Птицам будем помогать нашу зиму зимовать!»

 
01.12.2021 г.
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «В мире творческих идей»
30.11.2021 г.
Всероссийский конкурс чтецов «Стихами о зиме я говорю!»
29.11.2021 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню домашних животных «Любовь к животным не...
29.11.2021 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Всемирному дню домашних животных «Мой верный друг!»
27.11.2021 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню матери «Мама, мамочка, мамуля!»

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: «Повторение  главных и второстепенных членов предложения»

МБОУ "Байрякинская СОШ" Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

 

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: «Повторение  главных и второстепенных членов предложения»

 

Хамидуллина Гульнара Фанировна

учитель русского языка и литературы

 
 
 
 
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать изученное о главных и второстепенных членах предложения;
                      -закрепить умения распознавать главные и второстепенные члены, их виды, способы выражения;
                       -формировать умения выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор;
- анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к языку.
Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку  деятельности.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение видеть главные и второстепенные члены предложения; закрепить навык самостоятельно составлять предложения, включая указанные второстепенные члены предложения; учить видеть ошибки при выполнении синтаксического разбора; повторить некоторые виды орфограмм и пунктограмм;
Развивающие: привести в систему знания учащихся по теме; учить удерживать внимание во время слушания; развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ; учить самостоятельно работать
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной  деятельности.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.
Предметные: знать изучаемые материал, уметь применять правила на практике.
Тип урока: урок-обобщение
Методы: репродуктивный, поисковый, диалоговый, самостоятельная работа.
Форма обучения: урок-путешествие, самостоятельная работа
Формы организации педагогической деятельности: индивидуальная, фронтальная,  парная.
Технологии: коммуникативного обучения, личностно-ориентированная, игровая.
Оборудование: мультимедиа-презентация, карточки для самостоятельной работы, схемы.
  1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Как настроение? Готовы на плодотворную работу?
Давайте соберем тетради с домашним заданием. Дежурные, раздайте, пожалуйста, проверенные тетради. Запишем  число, «Классная работа». Для темы оставьте две строки, т.к. на одну строку тема не поместится.
  1. Погружение в языковую среду. Открытие темы.  (5 мин)
Сегодня мы с вами продолжаем работу над совершенствованием знаний о языке. Начнем урок с  орфографической и пунктуационной разминки.
1 ученик – индивидуально работает у доски, вставляет буквы. Остальные – на местах
Задание: списать текст стихотворения В.Федорова, вставляя пропущенные орфо- и пунктограммы. 
Слова  дрова. Нас греет реч(?) 
Нас мыслей обж_га_т пламя. 
Душа пытливая как печ(?) 
Всё время топ_тся словами
                     В.Федоров
- Какова основная мысль стихотворения Василия Федорова? / Речь человека – это зеркало его души, отображение его внутреннего мира, доброе слово может согреть, утешить человека.
- А как можно охарактеризовать данное предложение с точки зрения синтаксиса? Выполним синтаксический разбор  предложения.
Ученики комментируют разбор.
 
- Ребята, на следующем уроке вам предстоит выполнить контрольную работу. Как вы думаете, по какой теме?
- Скажите, все ли вы готовы уже сегодня к контролю знаний?
- Определите тему урока. (варианты ответов учащихся)
- Запишем тему в тетрадях: «Повторение  главных и второстепенных членов предложения».
- Над чем сегодня будем работать? Определите цели урока.
 
3. Актуализация знаний. (5 мин)
- Чтобы все это осуществить, я вам предлагаю оправиться в путешествие. Как же будет называться страна, по которой мы будем путешествовать? (Синтаксис)
- Каков будет маршрут, это вам предстоит определить самим.
- Составьте кластер «Члены предложения». Кто выполнит быстрее и точнее?
- 1 ученик будет работать у доски. Есть ли желающие? (приглашаем к доске одного учащегося)
Проверка одноклассника, самопроверка на местах.
 
Повторение и закрепление пройденного. (20 мин)
Блок 1 (Главные ЧП)
 
Начнем со станции главных членов предложения.
«Задание 1. Работа по карточке (5 мин). Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить вид сказуемого.
  1. Маленькая гостиная была неуютной.           
  2. Наше завтра будет прекрасно.
  3. Мы с Аликом принялись за работу.  
  4. Прямо к станции летит тройка удалая.
  5. Я хотел бы помочь вам.
  6. Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
  7. Я готов с вами поспорить.
  8. У сильного всегда бессильный виноват.
  9. Пушкин – гений особого склада.
 
- Обменяйтесь карточками, проверьте работу соседа по слайду. (Взаимопроверка по слайду)
- Обозначьте наполях количество ошибок.
- Прокомментируйте, чем выражено подлежащее и сказуемое.
Разминка /физминутка (5 мин)  
- С грамматической основой разобрались. А теперь вспомним, какой знак препинания может ставиться между подлежащим и сказуемым. (тире) Возьмите 1 лист бумаги (лежат на столе) и в зависимости от предложения сделайте свой пунктуационный выбор.
 Структура «Конерс» для закрепления постановки тире между подлежащим и сказуемым. Ученик, в зависимости от постановки тире, выбирает «угол»: 1 угол – предложения, где нужно поставить тире, 2 угол – предложения без тире. 
- Обсудите предложения в парах, условия постановки тире (1 мин).
- Теперь прочтите предложения по цепочке, прокомментируйте.
  1. Знание это сила.
  2. Умный смех как прекрасный источник энергии.
  3. Эти равнины словно бескрайнее море.
  4. Бедность не порок.
  5. Я всем чужой.
  6. Байкал самое глубокое озеро на планете.
  1. Сорока птица плутоватая.
  2. Земля под ними чёрная голая.
  3. Он скептик и материалист.
  4. Жизнь прожить не поле перейти.
  5.  Жить Родине служить.
  6. Дважды два четыре.
 
-Молодцы! Садитесь.
Блок 2 (ВЧП)
 
Дополнение.
- Внимание на доску.
- Прочитайте предложение. Согласны ли вы с таковым обозначением  основы предложения?
 
Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.
 (ошибка в обозначении дополнения)
Задание 1. Перепишите предложение. Если не согласны, исправьте, схематично докажите.
Записывают, исправляют ошибку в предложении, доказывают свое суждение.
 
Вывод: что нужно знать, чтобы найти и исправить ошибку? (понять смысл предложения)
- Таким образом, до какой станции мы с вами дошли?  (Дополнение)
- Что такое дополнение? Чем отличается прямое дополнение от косвенного?
-  Какое дополнение в этом предложении?
 
Задание 2. Выпишите словосочетание дополнение + главное слово (слайд).
 
1. Барышня взяла книгу и прочла несколько строк (Пушкин).
2. Помню я эту осень отлично (Паустовский).
3. Не видал я до той поры такой осени (Паустовский).
4. Он приказал мне выехать на полигон (Федосеев).
 
- Комментирование по цепочке.
 
- Какая же станция ждет нас впереди? (Определение)
- Давайте повторим теорию. Что мы знаем об определении?  (должны дать определение понятию, виды: согласованное, несогласованное, приложение)
Задание1. (устно)  Замените согласованные определения несогласованными, а несогласованные - согласованными.
 
Мальчик из деревни,
клубничноеваренье,
крыша из соломы,
листва берез,
городские ребята,
школа из кирпича,
дневник брата,
альбомный лист.
 
Задание2. (устно)  - по СЛАЙДУ! Есть ли здесь согласованное или несогласованное определение? (слайд)
 
Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
В нашем классе есть новенькие.
Друзья просили ее спеть любимую песню о матери.
Ее преследовала мечта учиться в городе.
 
Задание3. (письменно)
- Бывают трудные случаи согласования определения с главным словом. Как быть в следующем случае? Что это за явление? Перепишите в тетрадь. (согласование определений с существительными общего рода) (слайд)
 
Мой младший брат .?. страшн… непоседа.
Лена в15 лет все еще так… невежа.
Меня лечила опытн… врач.
Она .?. грамотн… инженер.
 
Вопрос: Какие окончания должны быть на месте пропусков? Почему?
(Комментируют правило)
 
Систематизация знаний по теме «Приложение».
На слайде: схема: сущ.-сущ.
 
- Итак, поехали дальше! Готовы?
 
Это не обстоятельство
И не дополнение,
Похоже на определение,
Но это … (ответ учеников) приложение.
 
- Что такое приложение? В каких случаях ставится /не ставится дефис?
 
-Запишем цифровой диктант:
1- согласованное определение
2- несогласованное определение
3 - приложение
 
Газета «Комсомольская правда»,
солдат-пехотинец,
разбитая ваза,
  •  
платье в горошек,
город Волгоград,
яйца всмятку,
врач-стоматолог,
носки из шерсти,
карие глаза.
 
Проверим диктант (самопроверка по слайду) : 3313232321.
 
( Резервные задания к станции «Определение, в т.ч.приложение»:
  1. Сигнальные карточки (красный цвет – есть дефис в приложении, серый – нет дефиса)
 
  1. Творческое задание. Составьте сочинение по опорным словам о матерях.
Материнская забота, безграничная любовь, готовность пожертвовать всем, желание добра, святой человек, долг беречь и заботиться.)
 
- Итак, мы дошли до последней станции. Какой? (Обстоятельство)
- Что такое обстоятельство?
- Какие виды обстоятельств нам известны?
- Чтобы закрепить знания о них, я предлагаю заполнить таблицу.
Задание1 (письм). Таблица (самостоятельно на карточках)
- Впишите в соответствующие клетки: вид обстоятельства (1 строка), обстоятельственный вопрос ( 2 строка), пример (3 строка - слова даны внизу).
 
Виды
обстоя-
тельств
Уступки
   ?
Цели
Образа
действия
   ?
Времени
Причины
    ?
Вопросы
     
      ?
При каком условии?
 
     ?
 
       ?
Насколько
 
      ?
 
      ?
Где?
Куда?
Откуда?
      ?
      ?
?
      ?
      ?
      ?
      ?
      ?
      ?
 
Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне,  несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень
 
Самопроверка по слайду.
 
  1. Самостоятельная работа (тест) ( 5 мин)
 
  1.  Итог урока.  Рефлексия. (3 мин)
    - Урок подходит к концу. Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?
  2. Оценивание/самооценка.
  3. Оцените свою работу на уроке.  
Прошу поднять руки тех, кто считает, что все, о чем говорили на уроке, знает и может объяснить товарищу. (поднимают руку те, кто претендует на «5»)
Кто считает, что все, о чем говорили на уроке, знает или понял, но не может объяснить товарищу? (поднимают руку те, кто претендует на «4»)
Кому было знакомо то, о чем сегодня говорили, но все же были затруднения, нужно повторить дополнительно некоторые темы? (поднимают руку те, кто претендует на «3»)
Кто ничего не понял и ничего не взял для себя на уроке? Таковых , я думаю, нет в классе.
 
  1.  Выставление оценок.( 1 мин)

8. Домашнее задание (1 мин):
-  упр. 124, стр.80
- готовиться к контрольному диктанту (контрольные вопросы для повторения),
- сочинение – миниатюра «Я хочу рассказать о своей маме…» (для желающих)
 
- Я надеюсь, что урок был всем полезен. Спасибо за активную работу!
 
Приложение
 
Для кластера:
Подлежащее
Сказуемое
Глагольное
простое глагольное сказуемое
составное глагольное сказуемое
именное
составное именное сказуемое
Дополнение
Прямое
косвенное
Определение
согласованное
несогласованное
приложение
обстоятельство
 
Задание 1. (2 мин). Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить вид сказуемого.
1)         Маленькая гостиная была неуютной.      
2)         Наше завтра будет прекрасно.
3)         Мы с Аликом принялись за работу.         
4)         Прямо к станции летит тройка удалая.
5)         Я хотел бы помочь вам.
6)         Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
7)         Я готов с вами поспорить.
8)         У сильного всегда бессильный виноват.
9)         Пушкин – гений особого склада.
Количество ошибок:____
Задание2 (3 мин). Таблица. Заполните пропуски
Виды
обстоя-
тельств
Уступки
   ?
Цели
Образа
действия
   ?
Времени
Причины
    ?
Вопросы
     
      ?
При каком условии?
 
     ?
 
       ?
Насколько
 
      ?
 
      ?
Где?
Куда?
Откуда?
      ?
      ?
?
      ?
      ?
      ?
      ?
      ?
      ?
 
Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне,  несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень
 
 
Конерс:
Знание это сила.
Умный смех как прекрасный источник энергии.
Эти равнины словно бескрайнее море.
Бедность не порок.
Я всем чужой.
Байкал самое глубокое озеро на планете.
Сорока птица плутоватая.
Земля под ними чёрная голая.
Он скептик и материалист.
Жизнь прожить не поле перейти.
 Жить Родине служить.
 Дважды два четыре.
 
 
 
Самоанализ урока русского языка в 8 классе на тему:
 «Повторение  главных и второстепенных членов предложения».
 
Цели урока:
Образовательная: 
-обобщить и систематизировать изученное о главных и второстепенных членах предложения;
-закрепить умения распознавать главные и второстепенные   члены, их виды, способы выражения;
-формировать умения выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор;
- анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к языку.
Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку  деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной  деятельности.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.
Предметные: знать изучаемые материал, уметь применять правила на практике
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов
Методы: репродуктивный, поисковый, диалоговый, самостоятельная работа.
Форма обучения: урок-путешествие, самостоятельная работа
Формы организации педагогической деятельности: индивидуальная, фронтальная,  парная.
Технологии: коммуникативного обучения, личностно-ориентированная, игровая.
Оборудование: мультимедиа-презентация, карточки, схемы.
 
Самоанализ урока.
Данная тема изучается в разделе «Двусоставные предложения».  На изучение главных членов было отведено 8 уроков, второстепенных членов -  11 уроков. На этих уроках знания о членах предложений, которые были заложены в начальных классах, учащиеся углубили, расширили, пополнили новыми знаниями.
Данный урок по типу  является уроком обобщения и систематизации предметных ЗУНов.
В связи с этим верно были определены учащимся тема и цели урока. Кроме осознания необходимости повторения материала ( в начале уроке) для создания мотивации, пробуждения интереса форма урока организована как урок-путешествие. При подготовке материалов использовались в основном интернет-ресурсы.
Использовались методы: репродуктивный, поисковый, диалоговый, самостоятельная работа.
Формы организации педагогической деятельности были индивидуальная, фронтальная,  парная.
Использовались технологии: коммуникативного обучения, личностно-ориентированная, игровая.
Анализ результативности урока.
  1. На уроке акцент делался как на повторение теории, особенно трудных моментов в обозначении членов предложении, особо не останавливаясь на элементарных явлениях, так и на применение этих знаний на практике, для чего были организованы разные виды деятельности (устная, письменная, работа по схемам, самостоятельная работа, тесты). 
  2. На уроке была организована работа по развитию таких видов мышления, как  образное путем погружения в языковую среду ( при анализе четверостишия на этапе открытия темы), так и научное (при решении учебных ситуаций, аргументировании соственного мнения).
  3. Для развития метапредметных  планируемых результатов были созданы следующие условия или ситуации:
а) для формирования регулятивных навыков – вовлечение учащихся в определение темы, цели урока, умение работать со схемами (составление кластера «Члены предложения»,заполнение неполной схемы «Обстоятельство»), умение распознавать ошибки, аргументировать свое мнение
б) для познавательных навыков – создание частично проблемных ситуаций, решение учебных задач, где учащийся должен проявитьи применить ЗУН (устные, письменные задания)
в) для коммуникативных навыков – постановка вопросов, требующих аргументированного ответа учащегося, работа в паре (обсуждение пунктограмм)
4. Положительному психо-физическому настрою способствовала сама форма урока (путешествие), словесное поощрение учащихся, воспитательный момент на уроке о роли речи, слова в жизни человека, как необходимом условии нравственного развития личности. При этом была создана почва для формирования таких общечеловеческих ценностей, как добро, человечность, взаимопомощь.

Смотреть презентацию